/ Новости/ Балтачевская центральная библиотека начала серию публикаций "Художники-земляки". Зуфар Гаянович Гаянов

Балтачевская центральная библиотека начала серию публикаций “Художники-земляки”. Зуфар Гаянович Гаянов

Здесь будут знакомить вас с биографиями художников-земляков и их произведениями.
Зуфар Гаянович Гаянов родился 14 мая 1941 года в селе Сейтяково Балтачевского района. Рисовал Зуфар с самого детства, гораздо раньше, чем научился писать. Еще в 7-м классе послал один из своих рисунков в журнал «Пионер» и был отмечен премией. После окончания средней школы отслужил в рядах Советской Армии.
В 1964 году Зуфар поступил в Московское государственное художественное училище памяти 1905 года, где учился на художника-графика. На 3-м курсе начал сотрудничать с издательством «Детская литература». Дипломной работой Зуфара Гаяновича стала картина «Подруги», которая получила хорошую оценку.
Трудовую деятельность Зуфар Гаянов начал как художник-оформитель в Башкнигоиздате. Среди самых известных его работ того времени ‑ иллюстрации к роману Степана Злобина «Салават Юлаев», произведениям башкирского эпоса. Почувствовав необходимость в продолжении образования, поступил на художественное отделение Уфимского государственного института искусств (ныне УГИИ им. З. Исмагилова). В 1975 году вступил в Союз художников.
После окончания учебы с 1981 по 1987 годы работал директором Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Зуфар Гаянов проявил себя талантливым руководителем, инициатором многих художественных проектов. Благодаря активности Зуфара Гаяновича при его непосредственном руководстве была завершена первая в истории музея реконструкция музейного ансамбля, значительно расширившая площади фондохранилища и реставрационных мастерских.
Многие годы творческой деятельности Зуфар Гаянов посвятил общественной работе. С 1979 года он являлся членом правления, в 1997-2001 годы ‑ заместителем председателя правления Союза художников Башкортостана. С 2001 по 2004 год успешно руководил Союзом.
В 1996-2013 годах Зуфар Гаянович преподавал в качестве доцента на факультете изобразительных искусств Уфимского государственного института искусств. За эти годы он подготовил целую плеяду молодых талантливых художников.
С 1973 года Зуфар Гаянов являлся неизменным участником республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок. В 1974 году состоялась его первая персональная выставка в Уфе, в 1995 году художник показал результаты своего творчества землякам-балтачевцам, которые высоко оценили его работы. Полотна Зуфара Гаянова с большим успехом экспонировались на Всесоюзной выставке акварели в Минске. Он являлся участником выставки «Тартар» в Санкт-Петербурге и Казани (1991), групповой выставки башкирских художников в Татарстане (1993). В составе творческого объединения «Артыш» Зуфар Гаянович показывал свои творения на выставках в Уфе (1996), Магнитогорске (1996), Казани (1997), Набережных Челнах(1997) и других городах. Он удостоен звания лауреата Республиканской выставки-конкурса, посвященного 110-летию Габдуллы Тукая (Уфа, 1996) и Республиканского конкурса «История в искусстве» (Уфа, 1999).
В определенный период художник оставил работу оформителя книги, сосредоточив внимание на станковой графике, жанре офорта, стремясь полнее передать чувство единства, взаимосвязи художественных образов. В известных офортах «Теплый вечер», «Сенокос» «Первый снег» и других основную роль начинают играть пейзажи. Для его работ того времени характерны любование совершенством природы, полнота дыхания жизни, отражение гармонии природы и человека.
С середины 70-х годов Зуфар Гаянов больше внимания уделяет акварели. Он создает большую серию акварелей, которой дал общее название «В родном краю». Окружающий мир представал перед ним в напряженных отношениях, чувствовалась попытка художника разобраться в хитросплетениях жизни, ее противоречиях и динамике.
В акварелях и станковых работах художника большое место занимают портрет и пейзаж. Специалисты отмечают его работы «Портрет матери» и «Портрет отца», в которых Зуфар Гаянов добился большого образного обобщения. Яркой индивидуальностью отличаются женские портреты, которые тонко передают внутренний психологизм, человеческую красоту, скрытую силу характера. Многочисленные пейзажные работы мастера обычно посвящены природе родного Башкортостан, местам, где он родился и вырос, которые он хорошо знает и любит.
Многие жанровые композиции («Новополоцкий химкомбинат», «Летнее утро», «Половодье», «Рыбацкий поселок», «Зимнее утро») навеяны размышлениями о человеческих судьбах, о величии и красоте жизни и человеческого труда.
Зуфар Гаянов достиг высочайшего мастерства во многих самых сложных видах графики ‑ акварели, линогравюре, тушевом рисунке пером, офорте и других. Он блестяще освоил и древнее китайское искусство гохуа ‑ рисунке на шелке. В этом жанре чувствуется философский подход, своеобразное видение автора.
С 80-х годов прошлого столетия мастер много работал в области декоративно-прикладного искусства, им изготовлено большое количество образцов традиционного боевого и охотничьего оружия башкир (колчаны, налучья, луки, стрелы и другое).
За большой вклад в развитие изобразительного искусства Зуфар Гаянов удостаивался почетных званий заслуженного и народного художника Республики Башкортостан. Он был награжден Золотой медалью Союза художников России и Международной федерации художников.
К сожалению, Зуфар Гаянович не смог осуществить многих своих планов. Он скончался 7 марта 2015 года на 74-м году жизни.
Произведения художника хранятся в коллекциях Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, музеях и картинных галереях Башкортостана и России, Генеральной дирекции ТЮРКСОЙ в Анкаре.

Полезные ссылки