/ Новости/ В Асавской сельской модельной библиотеке оформлен открытый просмотр, где представлены самые известные произведения, портреты, литература о жизни и творчестве А. И. Герцена.

В Асавской сельской модельной библиотеке оформлен открытый просмотр, где представлены самые известные произведения, портреты, литература о жизни и творчестве А. И. Герцена.

Писатель и публицист, философ и педагог, автор воспоминаний «Былое и думы», основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, Александр Герцен был одним из самых ярых критиков крепостного права, а в начале XX века оказался едва ли не символом революционной борьбы. Вплоть до 1905 года в России Герцен оставался запрещенным писателем, а полное собрание сочинений автора вышло только после Октябрьской революции.

Родился будущий светоч революции в марте 1812 года в Москве, в знаменитом доме по Тверскому бульвару, который сохранился до наших дней. Сегодня тут обосновался Литературный институт им. Горького. Дом также известен по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», где назван «Домом Грибоедова». О родившемся тут Герцене напоминает памятник в палисаднике.

Масштабы родового поместья по Тверскому, позже вместившего целый институт, говорят о богатстве отца, аристократа и помещика Ивана Яковлева. Род Яковлевых, известный и старинный, ведет начало от боярина времен Ивана Калиты по имени Андрей Кобыла, которого исследователи называют первым достоверным предком дома Романовых. По иронии судьбы Александр Герцен, имевший дальнее родство с русскими царями, стал одним из гробовщиков монархического строя.

Разные фамилии с отцом объясняются незаконным рождением мальчика. Его маму — 16-летнюю немку Генриетту Гааг, дочь мелкого чиновника из Штутгарта, 45-летний Иван Яковлев привез в Москву из Германии, где жил долгое время. Жениться на юной любовнице помещик не собирался, но сына признал и даже придумал ему фамилию, в переводе с немецкого обозначавшую «сын сердца».

Взгляды Герцена на педагогику:

– он не признавал авторитарности в вопросах воспитания и резко критиковал существующую систему подавления личности в эпоху Николая I;
– дети, по убеждению Герцена, должны развиваться свободно и учиться уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине у простого народа;
– призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной школы наряду с естествознанием и математикой изучали литературу (в том числе и литературу античных народов), иностранные языки, историю. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многостороннего развития. Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми».

Литературная деятельность:

Идеи Герцена не могли не получить выражение в его литературных произведениях и в многочисленной публицистике. «Кто виноват?», роман в двух частях (1846 г.) «Мимоездом», рассказ (1846 г.) «Доктор Крупов», повесть (1847 г.) «Сорока-воровка», повесть (1848 г.) «Поврежденный», повесть (1851 г.) «Трагедия за стаканом грога» (1864 г.)

Философские взгляды:

В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму:
– право каждого на землю
– общинное владение ею
– мирское управление.

Полезные ссылки