Урок финансовой грамотности «PROфинансы»
Урок финансовой грамотности «PROфинансы»
Оборудование:
– стол с 3-мя полями
– деньги (имитация)
– приз для победителя игры
Фоновая музыка. Слайд 1 – тема урока.
1 вед. Здравствуйте, уважаемые учащиеся и гости сегодняшнего мероприятия. Мы приветствуем всех, кто пришел на наш урок.
2 вед. Мы с вами собрались здесь, чтобы побывать в интересной стране под названием ФИНАНСЫ.
1 вед. Все говорят: финансы, экономика. С экрана телевизора только и слышишь: экономика страны, финансы предприятия, домашняя экономика, экономика болеет или экономика развивается, финансы рынка, биржа труда и т.д.
2 вед. Да. Столько разных терминов и понятий. __________, а тебе какие термины ближе и знакомы из области финансов?
1вед. Например, банковская карта, а также мне ближе слова рубль, копейка.
2 вед. Я тоже помню пословицу «Копейка рубль бережет». А ты знаешь, почему копейку назвали копейкой?
Слайд 2 – изображение царской копейки
Первые легкие деньги – копейки – выпускались с рисунком всадника с копьем. От слова «копье», которое было в руках у всадника на монете, и названа она копейкой.
1 вед. Интересно. Я и не знал(а).
2 вед. А от какого слова произошло слово «рубль»? На Руси для расчетов использовали тяжелые серебряные слитки – гривны, которые имели форму брусков.
Слайд 3 – изображение слитка – гривны, разделенной на части
Если целый кусок для расчетов был слишком велик, то его рубили. Именно от глагола рубить произошло слово «рубль».
1 вед. Будем знать.
2 вед. Ребята! Как вы понимаете слово Фина́нсы (фр. finances — денежные средства)
А что такое финансовая грамотность? Это определенный багаж знаний, который нужен, чтобы управлять доходами и расходами, правильно распределять деньги, не участвовать в сомнительных финансовых операциях.
1 вед. – А на ваш взгляд зачем нужны деньги? (Ответы учащихся). Без денег не купить ни одежду, ни продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта и т.д.
2 вед. – Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Ответы учащихся). В современном мире человек не может без них обходиться.
1 вед. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Ответы учащихся). (Деньги, которые принадлежат мне)
2 вед. Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Ответы учащихся).
1 вед.– Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется, то, о чем вы мечтаете? (Ответы учащихся).
2 вед. А у вас есть мечта? А как ее осуществить? Нужны ли деньги для его осуществления? Есть ли у вас собственные сбережения для реализации вашей мечты? (Ответы учащихся).
1 вед. Ваши ответы помогли раскрыть тему нашего сегодняшнего занятия. Сегодня мы с вами постараемся понять, что такое экономика, финансы, как их можно заработать и приумножить, на что их лучше потратить.
2 вед. Раз мы собрались поговорить о финансах, то мне интересно, знаете ли вы, что означает слово экономика?
1 вед. Экономика происходит от греческого слова дом, хозяйство, правило. В научный оборот оно было введёно Ксенофонтом в 400-х гг. до н.э. и означало в буквальном смысле правила управления домашним хозяйством. Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика – это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы
2 вед. Как вы уже поняли, экономика – это та наука, которая как раз позволяет человеку принять правильный выбор. Она помогает рационально составлять свой личный бюджет. Я предлагаю вам вспомнить некоторые термины финансовой азбуки.
1 вед. 1. Финансовое учреждение для накопления денег. (банк)
- Он может быть начальным, оборотным.
(капитал)
- Преимущества, предоставляемые отдельным категориям лиц .
( льготы)
- Документ страхового органа, подтверждающий наличие заключённой сделки о страховании.
( полис)
- Финансовый документ с планом доходов и расходов. (бюджет)
- Стоимость товара, выраженная в деньгах.
( цена)
- Процесс обесценивания денег.
( инфляция)
- Определённая сумма денег, которую каждому получателю доходов нужно уплатить государству.
( налог)
- Тот, кто взял в долг деньги.
( заёмщик)
- Вид предпринимательской деятельности, приносящий доход (бизнес)
2 вед. Молодцы. Видно, что вы хорошо ориентируетесь в потоке финансовой информации.
1 вед. Но мне все-таки кажется, что нам нужны еще знания и советы специалистов.
2 вед. _________, я с тобой полностью согласен(на). И для этого у нас сегодня в гостях специалист _________________
Фоновая музыка. Выступление специалиста
2 вед. Спасибо!
1 вед. Чтобы легче было разбираться в вопросах финансовой грамотности, в нашей библиотеке работает база данных Консультант Плюс. Более подробно расскажет ___________________________________________________
1 вед. Спасибо!
2 вед. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Экономическая биржа». Для игры нам нужны 3 игрока. (усаживаются за игровым столом) На нашем игровом столе расположены 3 поля – 1,2,3. Игрокам раздаются «деньги» – каждому по ____ рублей. Игрокам необходимо сделать свои ставки на игровом поле (на одном и том же поле могут сделать свои ставки все игроки), а затем я зачитаю вопросы и правильные ответы. Чья ставка совпала с правильным вариантом ответа – забирает свои деньги обратно, а в придачу я добавляю ___ рублей. А вот те игроки, которые не угадали с ответом – остаются без денег. Их забираю я! Победителем игры станет тот, у кого в конце игры окажется наибольшее количество денег.
Если условия игры понятны – начнем игру!
Итак, 1-ый вопрос из области рынка ценных бумаг. Делаем ставки, друзья!
Слушайте вопрос. Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право ее владельцу на получение доли прибыли, называется…
а) акция (+);
б) облигация;
в) вексель.
- Следующий вопрос из области банковского дела. Делаем ставки и слушаем.
Банк, предоставляющий ссуду под имущественный залог, называется…
а) инвестиционный;
б) ипотечный (+);
в) инновационный.
- А вот этот вопрос о специалистах в экономических вопросах. Делаем ставки!
Специалист, занимающийся бизнесом в области купли-продажи квартир, называется…
а) дистрибьютер;
б) риэлтер (+);
в) аудитор.
- Вновь вопрос о ценных бумагах. Ваши ставки! Слушаем.
Акция, дающая право владельцу на гарантированный дивиденд, но без права голоса на собрании акционеров, называется…
а) обыкновенной;
б) именной;
в) привилегированной (+).
- Кто из вас в ладу с историей экономики? Делаем ставки и внимательно слушаем вопрос!
Первую биржу в России основал…
а) Петр 1 (+);
б) Павел 1;
в) Александр I.
- Знаете ли вы денежные единицы зарубежных государств? Сейчас мы это посмотрим. Ваши ставки!
Итак, денежная единица Вьетнама называется…
а) юань;
б) донг (+);
в) гуарени.
- Вопрос о денежных финансовых документах. Делаем ставки!
Денежный документ, содержащий письменное поручение о выплате определенной суммы денег со счета, называется…
а) полис;
б) сертификат;
в) чек (+).
- Вновь история экономической теории и… ваши ставки!
Наиболее известный труд Карла Маркса в области экономической науки, называется…
а) «Капитал» (+);
б) «Благосостояние для всех»;
в) «Теория несовершенной конкуренции».
- Формы собственности. Ваши ставки!
Собственность, правом на которую обладает конкретный человек, называется…
а) государственная;
б) частная (+);
в) муниципальная.
- Вопрос из области международных экономических отношений. Делаем ставки, друзья!
Ввоз товаров и услуг из-за границы, называется…
а) импорт (+);
б) экспорт; в) лизинг.
- Вопрос знатокам экономических санкций. Ставки!
Денежное взыскание с виновных в нарушении условий договора, сделки, называется…
а) налог;
б) гонорар;
в) штраф (+).
- Вопрос из области торговли. Делайте ставки!
Форма торговли, когда продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию многих покупателей, присутствующих на торгах, называется…
а) аукционная (+);
б) розничная;
в) оптовая.
- Вопрос тем, кто является добросовестным налогоплательщиком. Делайте ставки!
Налог, взимаемый у каждого работающего и составляющий определенный процент от заработной платы, называется…
а) на имущество;
б) на добавленную стоимость;
в) подоходный (+).
А теперь подсчитаем деньги – ведь они очень любят счет!
Победителем нашей экономической биржи становится ________________________________________
Участники игры займите свои места в зрительном зале.
1 вед. Продолжаем наш урок и поиграем в веселую игру- опрос.
- Что делает с рублём копейка? (бережёт).
- Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).
- Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар).
- Месяц школьных базаров – это … (август).
- Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок).
- Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные).
- О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы).
- Главный рекламный агент болота – это …Кто? (лягушка).
- «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки. (Андерсен).
«Памятка»
1 вед. А в завершении нашего мероприятия давайте попробуем составить Памятку, которая поможет вам экономно расходовать карманные деньги.
- Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги своим трудом.
- Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
- Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения. А есть еще вариант – открыть карту банка, конечно же, предварительно согласовав с родителями.
- Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
- Играйте с друзьями в игру «Монополия», «Бизнес» (или аналог) – это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
- Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!
2 вед. Вот и подошло к концу наше мероприятие. Благодарим наших гостей и участников нашего урока. До новых встреч!