/ Коллегам/ Урок финансовой грамотности «PROфинансы»

Урок финансовой грамотности «PROфинансы»

Урок финансовой грамотности «PROфинансы»

 

Оборудование:

– стол с 3-мя полями

– деньги (имитация)

– приз для победителя игры

 

Фоновая музыка. Слайд 1 – тема урока.

 

1 вед. Здравствуйте, уважаемые учащиеся и гости сегодняшнего мероприятия. Мы приветствуем всех, кто пришел  на наш урок.

 

2 вед. Мы с вами собрались здесь, чтобы побывать в интересной стране под названием ФИНАНСЫ.

 

1 вед.  Все говорят: финансы, экономика. С экрана телевизора только и слышишь: экономика страны, финансы  предприятия, домашняя экономика, экономика болеет или экономика развивается, финансы рынка, биржа труда и т.д.

 

2 вед. Да. Столько разных терминов и понятий. __________, а тебе какие термины  ближе и знакомы из области финансов?

 

1вед. Например, банковская карта, а также мне ближе слова  рубль, копейка.

 

2 вед. Я тоже помню пословицу «Копейка рубль бережет». А ты знаешь, почему копейку назвали копейкой?

 

Слайд 2 – изображение царской копейки

 

Первые легкие деньги – копейки – выпускались с рисунком всадника с копьем. От слова «копье», которое было в руках у всадника на монете, и названа она копейкой.

 

1 вед. Интересно. Я и не знал(а).

 

2 вед. А от какого слова произошло слово «рубль»? На Руси для расчетов использовали тяжелые серебряные слитки – гривны, которые имели форму брусков.

Слайд 3 – изображение слитка – гривны, разделенной на части

 

Если целый кусок для расчетов был слишком велик, то его рубили. Именно от глагола рубить произошло слово «рубль».

 

1 вед. Будем знать.

 

2 вед. Ребята! Как вы понимаете слово Фина́нсы (фр. finances — денежные средства)

А что такое финансовая грамотность? Это определенный багаж знаний, который нужен, чтобы управлять доходами и расходами, правильно распределять деньги, не участвовать в сомнительных финансовых операциях.

 

1 вед. – А на ваш взгляд зачем нужны деньги? (Ответы учащихся). Без денег не купить ни одежду, ни продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта и т.д.

 

2 вед. – Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Ответы учащихся). В современном мире человек не может без них обходиться.

 

1 вед. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Ответы учащихся). (Деньги, которые принадлежат мне)

 

2  вед. Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Ответы учащихся).

1 вед.– Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется, то, о чем вы мечтаете? (Ответы учащихся).

 

2 вед. А у вас есть мечта? А как ее осуществить? Нужны ли деньги для его осуществления? Есть ли у вас собственные сбережения для реализации вашей мечты? (Ответы учащихся).

 

1 вед.  Ваши ответы помогли раскрыть  тему нашего сегодняшнего занятия. Сегодня мы с вами постараемся понять, что такое экономика, финансы, как их можно заработать и приумножить, на что их лучше потратить.

 

2 вед. Раз мы собрались поговорить о финансах, то мне интересно,  знаете ли вы, что означает слово экономика?

1 вед. Экономика происходит от греческого слова дом, хозяйство, правило. В научный оборот оно было введёно Ксенофонтом в 400-х гг. до н.э. и означало в буквальном смысле правила управления домашним хозяйством.  Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика – это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в  товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы

 

2 вед. Как вы уже поняли, экономика – это та наука, которая как раз позволяет человеку принять правильный выбор. Она помогает рационально составлять свой личный бюджет. Я предлагаю вам вспомнить некоторые термины финансовой  азбуки.

 

1 вед.  1.  Финансовое учреждение для накопления денег. (банк)

  1. Он может быть начальным, оборотным.

(капитал)

  1. Преимущества, предоставляемые отдельным категориям лиц .

( льготы)

  1. Документ страхового органа, подтверждающий наличие заключённой сделки о страховании.

( полис)

  1. Финансовый документ с планом доходов и расходов. (бюджет)
  2. Стоимость товара, выраженная в деньгах.

( цена)

  1. Процесс обесценивания денег.

( инфляция)

  1. Определённая сумма денег, которую каждому получателю доходов нужно уплатить государству.

( налог)

  1. Тот, кто взял в долг деньги.

( заёмщик)

  1. Вид предпринимательской деятельности, приносящий доход (бизнес)

 

2 вед.   Молодцы. Видно, что вы хорошо ориентируетесь в потоке финансовой информации.   

 

1 вед. Но мне все-таки кажется, что нам нужны еще знания и советы специалистов.

 

2 вед. _________, я с тобой полностью согласен(на). И для этого у нас сегодня в гостях специалист _________________

Фоновая музыка. Выступление специалиста

2 вед. Спасибо!

 

1 вед. Чтобы легче было разбираться в вопросах финансовой грамотности, в нашей библиотеке работает база данных Консультант Плюс. Более подробно расскажет ___________________________________________________

1 вед. Спасибо!

 

2 вед. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Экономическая биржа». Для игры нам нужны 3 игрока. (усаживаются за игровым столом) На нашем игровом столе расположены 3 поля – 1,2,3. Игрокам раздаются «деньги» – каждому по ____ рублей. Игрокам необходимо сделать свои ставки на игровом поле (на одном и том же поле могут сделать свои ставки все игроки), а затем я зачитаю вопросы и правильные ответы. Чья ставка совпала с правильным вариантом ответа – забирает свои деньги обратно, а в придачу я добавляю ___ рублей. А вот те игроки, которые не угадали с ответом – остаются без денег. Их забираю я! Победителем игры станет тот, у кого в конце игры окажется наибольшее количество денег.

Если условия игры понятны – начнем игру!

 

Итак, 1-ый вопрос из области рынка ценных бумаг. Делаем ставки, друзья!

Слушайте вопрос. Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право ее владельцу на получение доли прибыли, называется…

а) акция (+);

б) облигация;

в) вексель.

 

  1. Следующий вопрос из области банковского дела. Делаем ставки и слушаем.

Банк, предоставляющий ссуду под имущественный залог, называется…

а) инвестиционный;

б) ипотечный (+);

в) инновационный.

  1. А вот этот вопрос о специалистах в экономических вопросах. Делаем ставки!

Специалист, занимающийся бизнесом в области купли-продажи квартир, называется…

а) дистрибьютер;

б) риэлтер (+);

в) аудитор.

 

  1. Вновь вопрос о ценных бумагах. Ваши ставки! Слушаем.

Акция, дающая право владельцу на гарантированный дивиденд, но без права голоса на собрании акционеров, называется…

а) обыкновенной;

б) именной;

в) привилегированной (+).

 

  1. Кто из вас в ладу с историей экономики? Делаем ставки и внимательно слушаем вопрос!

Первую биржу в России основал…

а) Петр 1 (+);

б) Павел 1;

в) Александр I.

  1. Знаете ли вы денежные единицы зарубежных государств? Сейчас мы это посмотрим. Ваши ставки!

Итак, денежная единица Вьетнама называется…

а) юань;

б) донг (+);

в) гуарени.

 

  1. Вопрос о денежных финансовых документах. Делаем ставки!

Денежный документ, содержащий письменное поручение о выплате определенной суммы денег со счета, называется…

а) полис;

б) сертификат;

в) чек  (+).

 

  1. Вновь история экономической теории и… ваши ставки!

Наиболее известный труд Карла Маркса в области экономической науки, называется…

а) «Капитал» (+);

б) «Благосостояние для всех»;

в) «Теория несовершенной конкуренции».

 

  1. Формы собственности. Ваши ставки!

Собственность, правом на которую обладает конкретный человек, называется…

а) государственная;

б) частная (+);

в) муниципальная.

 

  1. Вопрос из области международных экономических отношений. Делаем ставки, друзья!

Ввоз товаров и услуг из-за границы, называется…

а) импорт (+);

б) экспорт;       в) лизинг.

  1. Вопрос знатокам экономических санкций. Ставки!

Денежное взыскание с виновных в нарушении условий договора, сделки, называется…

а) налог;

б) гонорар;

в) штраф (+).

 

  1. Вопрос из области торговли. Делайте ставки!

Форма торговли, когда продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию многих покупателей, присутствующих на торгах, называется…

а) аукционная (+);

б) розничная;

в) оптовая.

 

  1. Вопрос тем, кто является добросовестным налогоплательщиком. Делайте ставки!

Налог, взимаемый у каждого работающего и составляющий определенный процент от заработной платы, называется…

а) на имущество;

б) на добавленную стоимость;

в) подоходный (+).

 

А теперь подсчитаем деньги – ведь они очень любят счет!

Победителем нашей экономической биржи становится ________________________________________

Участники игры займите свои места в зрительном зале.

 

1 вед. Продолжаем наш урок и поиграем в веселую игру- опрос.

  1. Что делает с рублём копейка? (бережёт).
  2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).
  3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар).
  4. Месяц школьных базаров – это … (август).
  5. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок).
  6. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные).
  7. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы).
  8. Главный рекламный агент болота – это …Кто? (лягушка).
  9. «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки. (Андерсен).

 

                                                 «Памятка»

1 вед. А в завершении нашего мероприятия давайте попробуем составить Памятку, которая поможет вам экономно расходовать карманные деньги.

  1. Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги своим трудом.
  2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
  3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения. А есть еще вариант – открыть карту банка, конечно же, предварительно согласовав с родителями.
  4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
  5. Играйте с друзьями в игру «Монополия», «Бизнес» (или аналог) – это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
  6. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!

2 вед. Вот и подошло к концу наше мероприятие. Благодарим наших гостей и участников нашего урока. До новых встреч!

Полезные ссылки