/ Краеведение/ Их имена в истории района/ Михайлов Виталий Тимраевич 

Михайлов Виталий Тимраевич 

Михайлов Виталий Тимраевич  – кандидат педагогических наук, доцент кафедры финно-угорской литературы и фольклора Марийского государственного университета. Основные направления его научных исследований – общая педагогика, история педагогики и образования,  этнопедагогика,  проблемы создания учебно-методических комплектов для национальной школы, истории марийской литературы и марийского литературоведения. В каждую область своих  исследований ученый внес определенный вклад. Он автор более 100 публикаций: монографии,  вузовских учебников,  учебно-методических пособий как для учителей, так и для студентов, научных статьей, отзывов и рецензий.  В.Т. Михайлов родился 28 апреля 1954 г. в д. Мишкино Балтачевского  района Республики Башкортостан в многодетной крестьянской семье. Учился в Мишкинской начальной, Ялангачевской  восьмилетней и Курачевской средней школах. После окончания средней школы в 1971 г. свою трудовую деятельность начал в колхозе «Путь Ленина».  В 1972 г. поступил учиться на историко-филологический факультет  Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. После его завершения в 1977 г. вся  трудовая жизнь Виталия Тимраевича связана с педагогической деятельностью: работал учителем русского языка и литературы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе,  директором школы, методистом и заведующим районным методическим кабинетом отдела образования, методистом и старшим преподавателем кафедры марийской филологии и культурологии Марийского института образования.

Важное направление в его научной деятельности – изучение истории образования в Марийском крае, освещение теоретических основ  современной практики образования, его педагогических и этнопедагогических начал, реализация на практике демократических идей в обучении и воспитании. Среди работ по данным проблемам можно отметить такие научные и научно-популярные статьи, как «Преподавание марийского языка в национальной школе: традиции, проблемы и перспективы», «Образ матери в содержании национально-регионального компонента марийской национальной школы», «Концептуальные подходы к формированию содержания национального образования в Республике Марий Эл: исторический опыт и современность», «Основные подходы к обучению черемисских детей в инородческих школах во второй половине XVI – первой половине XIX вв.», «Просветительская деятельность С.А. Нурминского в качестве  инспектора народных училищ Вятской губернии», «Народная педагогика и истоки формирования марийской педагогической мысли», «Духовное наследие марийского народа как основа нравственного воспитания» и др. Перу В.Т. Михайлова принадлежат многочисленные статьи по истории марийской литературы, проблемам марийского литературоведения и методики преподавания литературы в школе. В их числе такие статьи как «Проблемы личности и тоталитарного режима в современной марийской литературе», «Марийская проза периода перестройки: тематическое и жанровое своеобразие», «Особенности развития современной марийской литературы», «Становление методики обучения марийской литературе», «ИКТ-технологии на уроках родного языка и литературы в свете требований ФГОС», «Повесть Н. Лекайна «Золотая крошка» в школьном изучении» и т.д. Виталий Тимраевич с энтузиазмом занимается составлением  учебников и учебных пособий, программ как для вузов, так и для общеобразовательных школ. Он автор учебного пособия и хрестоматии по устному народному творчеству мари, книги «Антология марийского фольклора», предназначенной для учащихся и студентов, учебно-методического пособия «Олимпиада по марийской литературе», программ по истории марийской литературы и теории и методике обучения родной литературе, примерной программы по марийской литературе для 5–9 классов и т.д. В них проявилась позиция ученого-педагога в том, что учебные программы и учебники должны представлять определенную концепцию и методическую структуру процесса обучения и в то же время моделировать личность обучаемого. Учет и использование достижений народной педагогики в учебно-воспитательном процессе рассматривается им как одно из важнейших условий формирования убеждений учащихся, их нравственных чувств и социального поведения, как путь реализации комплексного подхода в воспитании подрастающего поколения. Труды В.Т. Михайлова широко обсуждались и получили одобрение на X Международном конгрессе финно-угроведов (г. Йошкар-Ола, 2005), VII Международном симпозиуме (Казань, 2008), VIII Международном симпозиуме (Йошкар-Ола, 2011). Международных научно-практических конференциях (Йошкар-Ола, 2006, 2011, 2013; Чебоксары, 2006; Бирск, 2007, 2011, 2012; Уфа, 2012), а также в десятках всероссийских, региональных, межреспубликанских, республиканских, вузовских научных и научно-практических конференциях по проблемам педагогики, этнопедагогики, разработки учебников нового поколения для национальной школы, методики обучения и воспитания, истории родной литературы и марийского литературоведения. В.Т. Михайлов ведет активную работу по пропаганде педагогических и этнопедагогических идей среди учителей, работников образования, родителей учащихся, студентов и преподавателей вузов Республики Марий Эл. Он регулярно выступает с лекциями перед учителями родного языка и литературы Республики Марий Эл и в регионах с компактным проживанием мари по актуальным проблемам теории и методики преподавания литературы, оказывает им практическую помощь. В.Т Михайлов является одним из организаторов научно-практических конференций, проводимых Марийским государственным университетом,  посвященных выдающимся марийским ученым-педагогам  Н.Т. Пенгитову, Н.И. Исанбаеву, И.С. Иванову, И.Г. Иванову и т.д.

Михайлов Виталий Тимраевич награжден почетными грамотами  Марийского института образования (2004), Министерства образования Республики Мари Эл (1996, 1998), Министерства образования и науки Российской Федерации (2012).

Полезные ссылки