МЕСТНАЯ ТОПОНИМИЯ

РЕКА БЫСТРЫЙ ТАНЫП

Быстрый Танып берет начало в Чернушинском районе Пермского края от родника Святой Ключик, расположенного на 1 км западнее деревни Гари. Река, имеющая общую длину 345 км, на 40—50 километрах отделяет территорию современного Аскинского района от Татышлинского и Балтачевского районов Республики Башкортостан, а также от Чернушкинского района Пермского края. Средний уклон 0,5%, площадь бассейна 7560 квадратных километров, средняя высота 159 м, заболоченность 2,0%, лесистость 25,0%, закарстованность25.0°о. Рельеф местности представляет собой холмисто-увалистую равнину, верховье и левобережье повышаются до 284 м. Преобладают серые лесные почвы. Верх­нюю и нижнюю части бассейна реки занимают смешанные леса, среднюю часть сельскохозяйственные земли. Питание — главным образом снеговое. Сток весной составляет 66,0%, летом и осенью — 20,0%, зимой — 14,0%. Средне­годовой расход воды в устье 44,6 м3/с.

Танып для казанчинцев и жителей других приказанчинских сел и деревень река особой духовной значимости. Если, с одной стороны, он является самой крупной рекой, рекой хозяйственного значения, с другой — Танып представляет собой источник вдохновения, памяти и преклонения. Все, кто считает эти края своей малой Родиной, помнят дремучие леса по реке (теперь, к сожалению, эти леса становятся все реже и реже), помнят красивые празднества около реки (народные гуляния, сабантуи и др.), помнят сенокосные луга по берегам, на которых проводились шумные и светлые праздники труда (увы, эти луга также вырождаются), все помнят черемуху, ежевику и смородину на берегах, помнят первый свой заплыв до другого берега — о, этот заплыв! — он на самом деле был первым жизненным достижением будущих мужчин, равным по своей значимости инициации древних. Почти у каждого, кто считает эти края своей малой Родиной, у кого что-то связано с рекой, в уголке памяти хранится особое, благоговейное отношение к реке…

В знаменитой Энциклопедии Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (1890—1916 годы) Танып обозначен как река, правый приток Белой (система Волги), проте­кающая по Бирскому уезду Уфимской губернии. Долина реки ровная и широкая, длина 238 верст. Глубина незначительна, и по ней только весною сплавляют лес (на 185 верст).

Сто лет назад река Танып была главной помощницей, а, может, и кормилицей для жителей этих краев. Поэтому она обозначена в статистических сборниках почти стопятидесятилетней давности.

Первый документ, 1870 год. «Танып, последний значительный приток Белой, получает начало в Осинском уезде Пермской губернии, сперва служит границей Осинского уезда с Бирским на протяжении верст 15, имея направление от севера к югу; по вступлении своего обоими берегами в Бирский уезд уклоняется к юго- западу и не переменяет этого направления до самого впадения в р.Белую. Длина Таныпа в пределах Уфимской губернии до 158 верст, ширина от 10 до 30 саж.. глубина от 1 до 1,5 саж., течение быстрое, берега открыты, местность ровная, образующая к устью широкую и болотистую долину. Рычков, посетивший берега Таныпа в 1770 году, говорит, что «берега реки приобрели известность по раз­ведению пчел, находящих убежище в лесах (Рычков, Дневныя записки, 1770 г., стр. 154. Матер, для Статист. России, изд. 1839 г., Отд. II, стр. 15. Военно- статистич. обозр. Оренб. губ., стр. 13. Черемшанский, Опис. Оренб. губ., стр. 42. Оренб. губ. вед. 1847 г. №23). По Таныпу расположено 9 селений с 3754 душ об. пола».

Второй документ, 1899 год. «Танып вытекает из болот Осинского уезда Пермской губ. до границы Бирского уезда и отчасти по границе последнего. Имеет направление с севера на юг, затем в северной части уезда поворачивает на юго-запад и сохраняет это направление до впадения в Белую».

Уже в XIX веке река Танып была важной водной артерией: «По сведениям за 1870 год… производилась нагрузка товаров… по р.Таныпу: 738725 пудов на 154924 рубля … на 14 судах, 15 плотах»9. Здесь же указывается, что было пере­везено: 6300 пудов ржи на сумму 3500 рублей, 69750 пудов муки ржаной на сумму 38884 рубля, леса на плотах на сумму 14920 рублей, лесных изделий 643275 пудов на сумму 93738 рублей, шадрика 19400 пудов на сумму 3882 рублей10. Заметим, что 738725 пудов — это 118196 тонн! Вот какая была настоящая труженица эта мелеющая сегодня река.

Кстати, авторы слышали, что у местных промышленников в то время были специальные люди, которые очищали Танып от топляка, а берега — от произ­вольно растущих деревьев. Вот и пример экологически оправданного пользо­вания природой. Такие люди жили в селах Казанчи, Урманкуль, и платили им неплохо (были легенды о пропавших у некоторых деньгах из-за многочислен­ных реформ. Поэтому и говорили: «Танып тебен эрсеп йыйган аксаньщ талере булманы» (буквально: деньги, нажитые этим непосильным трудом, оказались бесполезными).

В Путеводителе 1954 года под названием «Москва — Уфа. По плесам пяти морей» в разделе «По Белой от Дербешки до Уфы» приводятся любопытные и весьма оптимистичные данные, которые большей частью остались добрыми пожеланиями. «Ранее Танып для транспортных целей не использовался, сейчас русло реки прочищено, и на ней курсируют катера, буксируя древесину, сплавляе­мую с верховьев реки и лесистых притоков молем. В Нижнебельско-Таныпском районе находится почти половина лесной площади Северной Башкирии. По пятилетнему плану в этом районе строятся узкоколейные лесовозные железные дороги и лесосплавные пункты. Это повысит экономическую значимость Таныпа. < > Андреевка отправляет зерно, кожевенное сырье, ивовое корье, сюда приво­дят из запани с Быстрого Таныпа большие плоты, которые буксируют затем на Волгу». Да, давно уже не сплавляют лес по Таныпу. Никто и не помнит, а были ли те катера, буксирующие лес? Да, были такие «узкоколейные лесовозные железные дороги», но не там, где указано «по пятилетнему плану», бегали по ним шумные мотовозы. Но они уже давно выполнили свою задачу, и теперь уже их нет: рельсы разобрали и растащили, высокие насыпи заросли молодняком и уже густой лес шумит на них.

Долина реки Быстрый Танып (1095 га) признана как особо охраняемая природная территория. Долинные природные комплексы отличаются высоким биологическим разнообразием, здесь — место обитания фоновых и редких видов животных и растений. Танып имеет многочисленные старицы — в наших краях это называется Уле Танып, или Неживой (есть еще понятие Гнилой) Танып.

Есть одно место у реки Танып, которое знает каждый житель села Казанчи и деревни Урманкуль. Это место для купания, и оно настолько удобно приспособ­лено под эту деятельность, чему можно только удивляться. Плавное течение, пологие берега, чередующиеся глубокие и не очень глубокие места, мягкий песок на берегу, целебная дегтярно-черная грязь, рядом — черемуховые леса со смо­родиновыми кустами, ежевика и многое еще другое. Удобная заводь всегда нас удивляла идеально ровной поверхностью, как будто выровненной специально и для каких-то целей. Так оно и есть, это место в народе называлось Пристань, где велась заготовка леса под сплав вплоть до 50-х годов. Само место, многокило­метровая система дамб были разработаны еще до 1917 года с использованием людской силы и гужевого транспорта. Идея же и исполнение подготовки плотов на суше, которые потом без труда «уводили» вешние воды, принадлежала до­революционному лесопромышленнику Матусову, приносила свои дивиденды и в советские годы…

А теперь самое интересное. Это место под названием Пристань имело и другое название — Гэуен (не ищи варианта перевода, читатель: это Гавань!) Остальные реки вроде особо и не удивляют длиной: Кутмас — 28 км, Туль- гуз — 19 км, Мута — 17 км, Альягиш — 15 км. А река Шидале, которая делит село на две половинки, имеет всего 7—8-километровую длину. Но главное не в длине этих рек. Происхождение гидронима Танып требует еще своего исследования, хотя были на этот счет предположения. Одни исследователи связывают гидроним Танып с финно-угорским «тонупь», что говорит о воде, о болотистой местности (только не от слова «тонуть»!). Другие объединяют две основы: «тан» и «ып» (об-оп), что близко к понятиям земля (в узком смысле слова), место жительства, деревня, вода. «Опираясь на различные документы и источники, известный лингвист Э.В.Севортян указывает на следующие значения слова «об-оба»: место жительства племени, отдельные места, занимаемые племенами: край, страна, местонахождение лагеря; место с плотным населением. Выдающийся ученый, философ и лингвист тюркских народов Махмут Кашгари (XI век) на основе уйгурских записей делает заключение, что слово «об-оба» на огузском языке имеет два значения: племя и род, то есть «тан-об» — это светлая страна, светлое лето; род «тан», племя «тан» — божественный, поклоняющийся небу и солнцу народ».

Гаязов, А. Топонимика Казанчинского края, или “Pax Kazanchi” /  А. Гаязов // Ватандаш.— 2016.— № 3.— С.139-160.

 

 

Полезные ссылки